1. Изучите колесо вкусов
Колесо такое яркое и сложное, потому что оно отражает многогранность и яркость вкуса самого кофе. Это исчерпывающая карта, которая будет вашим проводником в мире вкусов кофе. Тщательно изучите ее, пропитайтесь словами-дескрипторами. Возможно, какие-то из них вам незнакомы или не вызывают ассоциаций с определенными вкусами или ароматами. Ничего страшного, разберетесь с этим позже. А пока просто оцените, насколько сложным может быть этот напиток.
2. Сварите правильный кофе и попробуйте его
Колесом вкуса можно пользоваться как для оценки вкуса кофе в повседневной жизни – так вы лучше поймете свои предпочтения и сможете спрогнозировать, какой сорт может вам понравиться – так и профессионалами во время дегустаций. В любом случае главное –это внимание к вкусу и аромату. Старайтесь оценивать их на разных этапах приготовления и дегустации кофе: сразу после помола, в момент, когда вода соприкоснулась с молотыми зернами, когда первый глоточек готового напитка попадает в рот. Кстати, аромат кофе меняется по мере остывания, и лучше начинать пить его сразу после приготовления: так вы сможете почувствовать все нюансы вкуса.
Аромат кофе – это комбинация вкуса и запаха. Колесо содержит дескрипторы, заполняющие все пространство от базовых вкусов, воспринимаемых исключительно языком, до чистой ароматики, которую можно ощутить, только понюхав. Однако большинство ароматов представляют собой комбинацию вкуса и запаха: кислинка лимона неотделима от запаха цитрусовых, а патока – это сочетание сладости, горечи и специфического узнаваемого аромата. Постарайтесь уловить все нотки в аромате кофе. Настало время колеса вкусов.
3. Начните с центра, уточняйте по пути
Схема расположения дескрипторов на колесе диктует определенную методику работы с ним. Вы начинаете с центра, где расположены наиболее общие дескрипторы вкуса, и конкретизируете их, двигаясь к внешнему краю. Порой вы можете «застрять» посередине, не сумев отнести аромат к одному из внешних дескрипторов, но чем ближе вы к краю, тем более точным будет ваше описание напитка.
Пример: при дегустации кофе из Эфиопии вам кажется, что вы почувствовали фруктовый аромат. Вы выбираете сектор «фруктовый», а затем проходите по связанной с ним подгруппе дескрипторов, уточняя, чувствуете ли вы ягодный, цитрусовый вкус или сухофрукты. Выбрав цитрусовый, вы конкретизируете дальше: лимон, апельсин, лайм или грейпфрут. Описав этот аромат максимально точно, вы снова возвращаетесь в центр и проделываете то же самое с другим компонентом во вкусе вашего кофе.
По сути, этих трех шагов достаточно, чтобы начать путешествие в мир вкуса кофе и взглянуть на него глазами (а также носом и языком) профессионального дегустатора. Если какие-то дескрипторы остались для вас непонятными, обратитесь к Кофейному лексикону, где они описаны более подробно, а также приведены референсные продукты или материалы, которые помогут точно понять, о чем идет речь. Попробуйте также «откалибровать» собственное восприятие, создав набор из референсных продуктов. Большинство из них можно приобрести в ближайшем супермаркете. Понюхайте их, сравните с ароматом кофе, запишите свои ощущения. Развивайте сенсорную память.
Еще одна подсказка – использовать цвета на колесе вкусов. Авторы постарались увязать дескрипторы с определенными цветами, ассоциируемыми с этим атрибутом. Например, если вы понимаете, что в аромате присутствует вкус «какого-то красного фрукта», обратите внимание на группу дескрипторов в красном секторе – скорее всего, там вы найдете нужное слово. «Коричневая нота» в аромате может означать специи или зерно – эти дескрипторы расположены в коричневом секторе.